Blueprint

величайший
шоумен

T

величайший
шоумен

текст:
Полина Садовникова

Фото:
Алена Кузьмина

ПРОДЮСЕР:
ВИКТОРИЯ СЛАЩУК

Концерт The Weeknd и выступление Билли Айлиш, церемония закрытия чемпионата мира по футболу в Катаре и презентация нового суперкара Lamborghini объединяет «Сила света». Эта студия родом из России уже 16 лет делает самые зрелищные шоу музыкантов, брендов и музеев по всему миру: от Казани, Москвы и Краснодара до Майами, Шанхая и Каира. The Blueprint поймал креативного директора «Силы света» Артура Кондрашенкова в Нью-Йорке — прогулялся с ним по Бруклину и расспросил про работу, провалы и плагиат.

Артур Кондрашенков — из Конаково, маленького города в Тверской области с населением 30 тысяч человек. Он пел в конаковской хоровой школе мальчиков и юношей, учился на инженера микро- и наноэлектроники в МИЭТе и проходил практику на затхлом заводе «Ангстрем» с выложенными мозаикой портретами Ленина в Зеленограде. Изучал After Effects по роликам из YouTube и начинал карьеру дизайнером «Силы света» в Москве, а теперь работает креативным директором в Нью-Йорке.


Артур придумывает шоу для FIFA, Lamborghini, Samsung, Lexus, Музея цифрового искусства в Мадриде и в свободное время «пытается писать песни на английском» в своей бруклинской квартире. С видом на Ист-Ривер и манхэттенские небоскребы. Секунда простого зацикленного 2D-ролика может обойтись клиенту «Силы света» в $200. Секунда навороченного (с 3D и сложной анимацией) — в $10 тысяч. «Моя бабушка долго не понимала, чем именно я зарабатываю на жизнь, — смеется Артур. — И я каждый раз объяснял: я делаю шоу».

блиц-опрос

Любимый нью-йоркский маршрут


От пирса East 34th Street до Herald Square и оттуда по Бродвею в сторону Нижнего Манхэттена. И еще люблю гулять по Вильямсбургу.

Lamborghini

Как все начиналось 

Этим летом я отметил 10 лет в «Силе света». В компанию я пришел в 22 года, сразу после института. Меня звали в штат и раньше — после того, как я на фрилансе поработал над проекционным шоу на арке главного входа в Парк Горького. Но я отказался: учеба была мне не в тягость, да и как-то обидно было бросать ее, когда до окончания оставался год. Ну и маме очень хотелось, чтобы я окончил институт. Тогда дизайном мало кто занимался, считалось, что творческая профессия нестабильная: неизвестно, сможет ли она приносить хорошие деньги. А так в творчество меня тянуло и раньше: повлиял детский хор, в котором я пел с пяти лет. Мне очень нравилось.

Как все устроено 

В «Силе света» пять креативных директоров. Мы делим проекты по интересу и загрузке — за ней следят продакшн-менеджеры. Каждый креативный директор берет в разработку где-то два-три проекта. Мои идеи воплощает команда, а я курирую ее работу. Над маленьким проектом могут работать всего пять человек, над большим — несколько сотен. Сейчас мне интересно расти не в должности, а в качестве проектов: они должны быть круче и масштабнее. С таким подходом не упрешься в карьерный потолок.

Как строится работа

Я придумываю идеи — и продумываю, как их воплотить. Например, Lamborghini хотели презентовать новый суперкар с гибридным двигателем на своем заводе в Сант-Агата-Болоньезе. Вот тебе и все вводные. Даже модель до последнего держали в секрете. Ее не знали даже сотрудники завода, которые не были заняты в производстве. Я ушел думать.


Сначала хотел сделать огромную голову быка с логотипа Lamborghini, но решил, что это слишком в лоб. Было бы классно показать стену, которая разлетается от удара быка: такую штуку можно сделать за счет кинетических лебедок — это такое специальное оборудование, которое приводит экраны в движение. Но площадка оказалась слишком маленькой. В итоге мы решили отвлечь внимание, повесить занавес и вывести на него графику. После вступительного слова занавес падает и открывается сцена с кучей разных экранов, напоминающих осколки. На них сверкают молнии и горит пламя, а в центре рычит и газует тачка — огненная Lamborghini Revuelto, из которой потом выходит водитель.


В начале сентября идея была готова, я смонтировал полутораминутный ролик-презентацию и кинул клиенту. В середине декабря мы узнали, что выиграли [тендер], хотя у нас было самое дорогое предложение. После новогодних праздников мы начали активно все прорабатывать: писать сценарий (этим занимался я), рисовать раскадровку, запускать анимацию, писать музыку. В конце марта состоялась сама презентация.


блиц-опрос

ЛУЧШЕЕ ШОУ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ (НУ ИЛИ ХОТЯ БЫ ТОП-ТРИ)


Рианна на «Супербоуле», тур The Weeknd с контентом «Силы света»:)) Ну и что-то из легендарного — выступление Queen на Live Aid.

Как решать сложности 

В 2021-м я делал шоу к запуску нового Lexus в Саудовской Аравии. «Сила света» была генеральным подрядчиком: придумывала стейдж-дизайн, всю механику. В тот момент в Дубае проходила всемирная выставка «Экспо», и вскоре выяснилось, что вся техника уехала туда. Мы не могли найти ни одного LED-экрана. Проект нужно было делать в условиях жесткого дефицита.



Lexus

Мы решили собрать трехступенчатый зиккурат из LED-экранов (их в итоге везли из Индии) — и вывести на него проекцию. Плоский экран разъезжался, раскрывался и превращался в пирамиду. Ключевым элементом этой постройки была крыша. Ее везла бельгийская компания, с которой не должно было возникнуть проблем. Беда пришла откуда не ждали: крыша застряла на таможне в бельгийском аэропорту и проторчала там целую неделю. Бельгийцы не проследили за этим и отправили ее сильно позже. Крыша прилетела в Шарджу, откуда ее должны были на грузовиках доставить в Рияд. Но все затянулось: сотрудников аэропорта Шарджи мало волновало, что у нас горят сроки. Короче, крыша снова застряла. Наш продюсер Яна Захарова приехала в Шарджу, нашла водителя и уговорила его срочно довезти крышу до пункта назначения.


Когда все доехало, стало понятно, что мы успеем собрать только два сегмента вместо задуманных трех. Это не позволило повесить экраны на кинетику, чтобы они разъезжались. Зрелищность, конечно, пострадала, но местные сказали, что наше шоу — лучшее, что они видели тут за последние 15 лет.


блиц-опрос

СОВЕТ НА БУДУЩЕЕ

Буду банальным: не обходить стороной нейронки. Кто бы что ни говорил, Midjourney не заменит дизайнеров — сама по себе она ничего не сгенерит. Сейчас огромный спрос на людей, которые умеют выжимать из нейронок все соки, а не просто клепают примитивные AI-картинки.

И работать в сжатые сроки 

Один из самых сложных моих проектов — закрытие чемпионата мира по футболу в Катаре. FIFA обратились к нам за три месяца до церемонии закрытия. Это очень сжатые сроки — такие церемонии готовят минимум за полгода, а то и за год. Но мы согласились, конечно. Дураки, что ли, от такого отказываться?

FIFA

С производством контента сложностей не возникло, а вот логистика — совсем другое дело. Нам нужно было собрать огромную команду: найти танцоров, хореографов, менеджеров, режиссеров, генерального продюсера. Да еще вот какая проблема: организаторам нет никакого дела до церемонии закрытия, пока не случится открытие. Финальным шоу занимались по остаточному принципу — если вдруг появлялось свободное время. Ну а между церемониями всего месяц, так что вся основная движуха — репетиции, работа над сценарием, музыкой — началась только в конце ноября. Скажу так: мы получили максимально хороший результат, который вообще был возможен при всех этих вводных.


Но кое-что пошло не так — трансляция церемонии была просто чудовищной. Все показали с худшей стороны. По-хорошему перед телетрансляцией проводят репетицию и рисуют раскадровку, но из-за сжатых сроков сделать этого не успели. Операторы двигались как получалось — не оказались они в нужное время в нужном месте. В общем, я был очень раздосадован и уже убедил себя в том, что сделал плохое шоу. Два дня тупо не мог думать ни о чем другом. Но потом наш оператор прислал хорошие кадры, и я подуспокоился.



Как переживать провалы 

Через полтора года после того, как я пришел в «Силу света», у меня случился первый большой провал. Мне доверили арт-директить проекцию на руинах старинного храма в Армении. На подготовку пятиминутного шоу было всего две недели. У меня ничего не выходило: колонны храма стояли разрозненно и были практически черными, а выводить проекцию на темную поверхность — гиблое дело, она плохо отражает свет. Сейчас за такой проект я бы просто не взялся. Эта неудача сильно выбила меня из колеи, но потом все забылось, и мне доверили новые задачи.

блиц-опрос

Что посмотреть, почитать и попробовать

Сериал Abstract на Netflix, серию Zima Blue и Jibaro из сериала Love, Death & Robots. Из книг интересно поразглядывать Betak Book и Olafur Eliasson, Experience. Ну и про видеоигры не стоит забывать — они сейчас на культуру оказывают самое большое влияние. Перечислю просто несколько моих фаворитов: The Last of Us part 1, Horizon Forbidden West, The Witcher 3: Wild Hunt, Journey.

Как появляются идеи 

Я как-то увидел на автобусной остановке рекламный щит с треснувшим стеклом. Солнце красиво поблескивало на месте сколов, и мне пришло в голову поиграть с такой разбитой поверхностью — вывести на нее проекцию. Мы опробовали эту идею в студийной лаборатории (раньше эту функцию выполнял какой-то подвал, а с переездом в новый московский офис мы выделили под это дело специальное помещение без окон). Получилось прикольно, но долгое время под эту идею не находилось проекта. Все-таки решение нестандартное — не для больших презентаций. Графику не покажешь, текст читаться не будет, а для какого-нибудь рейва или фестиваля такая смелая, экспериментальная трешанина — самое то.


В прошлом году к нам пришел NUR — это такой крутой фестиваль медиаискусства, который проходит в Казани. К тому моменту идея с битым стеклом мне поднадоела, я решил ее докрутить и придумал высветить проекцию на горку из стекла. Важно, чтобы оно было закаленным: осколки из обычного стекла вытянутые и острые, а из битого — ровненькие, как кристаллики. Наш технический директор заказал лист битого стекла, инженеры высветили на него проекцию. Мы назвали эту инсталляцию «Сахар». Бюджет у фестиваля был небольшой — наша смета на кучку стекла выходила вдвое больше. Но мы решили докинуть денег из своего кармана, потому что это классный проект в портфолио. В 2018-м я делал проект к юбилею Vogue в Новой Третьяковке — там тоже был небольшой бюджет, но мне было интересно поработать с искусством.

блиц-опрос

NUR

КЛАССНОЕ ШОУ — В НАБОРЕ ЭМОДЗИ

⚡️☄️????❤️‍?❤️‍?

И как их крадут 

Мне нравится, когда наши идеи копируют. Значит, мы делаем что-то классное. Но многое уже действительно придумано — про это есть документалка Everything Is A Remix («Все есть ремикс». — Прим. The Blueprint). Я и сам ловил себя на том, что мозг выдавал чужие идеи за свои, но мне удавалось вовремя это осознать. Обычно это работает так: видишь какую-то классную картинку, останавливаешь на ней свое внимание, и она откладывается на подкорке. Потом ты начинаешь думать над новым проектом, и в голове вспыхивает та самая картинка. Кажется, что ты придумал ее сам, а на самом деле взял за основу уже существующую — просто успел об этом забыть. Что с этим делать? Не знаю. Наверное, стараться привносить в каждый проект хоть что-нибудь новенькое: форму там менять или материал.


Но бывает и такое, что идеи тырят. Одна известная шведская электронная группа запланировала камбэк и попросила нас придумать, как будет выглядеть сцена. Я набросал на своем «Самсунге» грубый скетч огромного кольца из LED-экранов, висящего под углом. Его отправили кому-то из менеджмента группы, а потом случился ковид, и все заморозилось. Через пару лет группа выступала на «Коачелле» — на сцене, очень похожей на ту, что придумал я, только без LED-экранов. Возможно, эту идею предложил кто-то из менеджеров. А группа не знала, кому принадлежит эскиз, и без всякой задней мысли решила его использовать.

Как работать со звездными клиентами  

Мы работали с Билли Айлиш — оформляли одно ее ХR-выступление на виртуальном концерте в 2020-м. Мне достался трек Bad Guy. Мы общались с ее менеджментом, основное ТЗ было таким: мне показали визуал, который Билли обычно использует (это всегда какая-то желтая спортивная тачка и простая графика), и сказали, что шоу нужно четко подогнать под бит. В остальном — полная свобода. Это был мой первый опыт в XR — суть этой технологии в том, что контент выходит за пределы экранов. За счет игры света хотелось создать ощущение, что машину заносит в дрифт.



Билли Айлиш

Обычно большие артисты выходят на нас сами — через общих знакомых, например. С The Weeknd, для которого «Сила света» оформляла гигантский экран на сцене во время тура After Hours, всегда работает художница и стейдж-дизайнер Эс Дэвлен. Она (и, возможно, кто-то из менеджмента The Weeknd) согласовывает, кто будет отвечать за визуал. Мне бы очень хотелось, чтобы нам доверили сделать концерт или тур целиком — например, для Карди Би. С ней мы тоже работали: делали графику для одного из ее выступлений на BET Awards. Еще мне очень нравится fashion — было бы здорово оформить какой-нибудь показ. Из последних мне понравился Prada, на котором стекала слизь. Ну и Jacquemus — это тот самый случай, когда ты сидишь и думаешь: идея очень простая, но додумался до нее почему-то не ты.


В целом клиенты нас особо не ограничивают. А если и отвергают идеи, то потому что им не всегда хочется чего-то свежего и нового. Когда я готовил презентацию для Samsung, предлагал кучу нестандартных решений. Но они такие: «Блин, это очень классно выглядит, но мы не можем рисковать, лучше остановимся на обкатанной технологии».


И мечтать по-крупному 

блиц-опрос

Я переехал в Америку, потому что у меня есть такая амбиция — сделать «Супербоул». Вот это звездное шоу в перерыве между таймами. Я тут по визе таланта. До переезда в Нью-Йорк я тут ни разу не был. Только в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Мне тут нравится — везде движуха. Классные менеджеры и продюсеры на расстоянии вытянутой руки.

В чем сила?

Во мне :) 

Samsung

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}